среда, 20 ноября 2013 г.

Жанровая живопись - отличный пост

Великие художники








Картина Иеронима Босха «Блудный сын» (изображена на картинке приложенной к статье), созданная в жанре бытовой сцены, носит явные морализаторские черты, повествуя о соблазнах и опасностях, подстерегающих человека на жизненном пути. На заднем плане виден публичный дом с бесстыдно обнявшейся на пороге парочкой. Справа под стеной справляет нужду подгулявший завсегдатай борделя. «Сенокос» Питера Брейгеля Старшего входит в цикл из шести картин, посвященных временам года (до нас дошло только 5) и является иллюстрацией начала лета (июнь-июль). В «Женщине с весами» (ок.




1662-1664) Яна Вермеера юная дама с ювелирными весами в руке стоит на фоне картины «Страшный суд». Автор ненавязчиво внушает зрителю, что перед лицом неизбежного Божьего суда должно во всем соблюдать умеренность и равновесие. Французское рококо без особого стеснения воспевало утонченную эротику и радости любви.


Брачные узы никому не мешали предаваться утехам беззаботного флирта. В «Качелях» (1768) Жана-Оноре Фрагонара юная красотка, которую раскачивает на качелях супруг, сбрасывает атласную туфельку укрывшемуся в кустах любовнику, фривольно поднимая ножкой пышные юбки.

Жанровая живопись конечно хорошо выражается в картинах, однако и такая вещь как декоративные тарелки на которых тоже изображены самые разнообразные события и личности, хранящие память давно ушедших дней. Такие тарелки являются великолепным произведением искусства и не предназначены для приема пищи из них, однако все же именно благодаря картинам мы можем глубже проникнуть в мир тех людей, которые видели жизнь в определенном ракурсе. Реализм XIX в. пробудил живой интерес к современной тематике, в том числе к нарождавшемуся в то время спорту.


На иллюстрации представлена картина «Борцы» (1853) Гюстава Курбе.

Реалистические тенденции в сочетании с острой социальной критикой с особой силой проявились в жанровых произведениях известных русских и украинских живописцев, исповедовавших т. н. «критический реализм». Полны жгучей насмешки и боли картины П. А. Федотова и В. Г. Перова, рисунки Т. Г. Шевченко.


Развернутую картину быта всех слоев общества дали В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов и-с особой глубиной — И. Е. Репин.

Мастерами бытового жанра были украинские живописцы Н. Н. Пимоненко, Г. П. Светлицкий, А. А. Мурашко. В творчестве многих мастеров рококо (в т. ч. Жана-Оноре Фрагонара и Франсуа Буше) откровенно звучат эротические мотивы. Типичные для них сюжеты: тайное свидание любовников, подглядывание за туалетом дамы или игривая девица на качелях.

Только зародившийся в середине XIX в. реализм снова привлек внимание художников к неприкрашенной прозе будней.


Основополагающим принципом нового направления, заложенного французом Гюставом Курбе, был правдивый показ своей эпохи. Отказавшись от возвышенных сюжетов, реалисты писали суровую действительность, не страшась ни грубости, ни уродства.

Развитие демократических устремлений, формирование в обществе идей борьбы с нищетой и несправедливостью способствовали росту интереса к деревенской жизни. За правдивый показ тяжелого крестьянского труда и быта Жан-Франсуа Милле даже был прозван социалистом. К популяризации бытового жанра приложили руку и такие титаны импрессионизма, как Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и Эдгар Дега.


Их стихией была бурная жизнь больших городов — многолюдные парижские бульвары, гуляющие в парках толпы людей, интерьеры кафе, элегантная публика на скачках и прелестные танцовщицы.

Несмотря на увлечение формалистическими поисками, многие художники-авангардисты XX века ощущали потребность выразить свое отношение к насущным социальным и политическим проблемам. Представители немецкой «Новой вещественности» (Отто Дике, Георг Грош) средствами грубого, нарочито упрощенного реализма резко критиковали беспросветную действительность побежденной в I мировой войне Германии. С их полотен на зрителя смотрят отчаянные глаза людей дна — проституток, преступников, нищих. В своей традиционной форме бытовой жанр возродился лишь в 30-х гг.




XX в. в искусстве фашистской Германии и советском социалистическом реализме, но в обоих случаях он был ответом на «соцзаказ» тоталитарной идеологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий